kouprianov (kouprianov) wrote,
kouprianov
kouprianov

Categories:

Наброшу-ка и я немного

Ася Казанцева как популяризатор науки в книжном формате, если мне не изменяет память, отчасти сложилась как ответ на победу в очередном «Просветителе» Дмитрия Жукова (см. Жуков Дмитрий Анатольевич. «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей». М.: Альпина нон-фикшн, 2013), каковая победа представляется мне едва ли не единственной позорной страницей в истории премии на сегодняшний день. И, в общем, за неимением других, это был удачный ответ. На место махрового сексизма в исполнении Жукова пришли куда более симметричные истории, хотя и страдающие, я подозреваю, несколько наивным биологизаторством. Мне казалось, что автор-женщина, перехватившая пальму первенства в области популяризации биологизаторских трактовок человеческой природы у «домостроевцев», вроде геодакяновцев, Жукова, Савельева, Протопопова или ныне покойного Дольника, несколько облагородившая поп-биологизаторский дискурс и успешно конкурирующая с «домостроевцами» в медийном поле, могла бы рассматриваться как локальный успех феминизма. Во многом за это, полагаю, Асю и ненавидят люто консервативные научные работники и религиозные фанатики.

Недавно, впрочем, сама того не желая, Ася своим высказыванием о «проституции» наступила на больную мозоль довольно значительной фракции феминистского сообщества. Полагаю, Ася вряд ли была в курсе того, что, помимо всех сложностей антропологического и социального анализа, проституция в последнее время попала в фокус какого-то особого активистского внимания. В течение последнего года -- двух (я не слежу внимательно, потому могу сбиться в датах) темы, связанные с проституцией, стали всплывать чаще, возможно, в связи с обсуждением вопроса о криминализации покупки сексуальных услуг. На волне этой гиперчувствительности Асина нечуткость особенно резала слух.

Я совершенно согласен с критиками относительно того, что проституция sensu stricto -- далеко не универсальное явление, и она не продержится на кросс-культурной выборке и пары минут. Вместе с тем, секс, бесспорно, один из величайших медиаторов отношений между людьми и прочими животными. О его роли (ролях) в жизни обществ, возможно, надо говорить как-то иначе, но сбросить его со счетов не выйдет. Полагаю, примерно это и имела в виду Ася, когда говорила об универсальности «проституции», но у нее не было нужного языка, чтобы сказать что-то более аккуратное.

В заключение могу только повторить, что вместо нелепой конфронтации (обитатели тепличного академического мира вряд ли могут серьезно «прижать» журналиста, сталкивавшегося с угрозами физического насилия) имело бы смысл сделать две вещи. Во-первых, попытаться как-то мягко объяснить Асе, какие преимущества мог бы дать ей более академический взгляд на некоторые социальные феномены, и попытаться заинтересовать ее как популяризатора историями, которые она могла бы транслировать (и оттолкнувшись от которых -- войти в новый виток самообразования). Во-вторых, задуматься о том, не пора ли написать что-нибудь стоящее, убедительное и популярное по современной социальной теории, чтобы составить конкуренцию биологизаторским трактовкам.



This entry was originally posted at http://kouprianov.dreamwidth.org/320769.html Comment wherever you wish.
Tags: opinion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments